<%@LANGUAGE="JAVASCRIPT" CODEPAGE="1251"%> Санкт-Петербургская ассоциация содействия культуре
Проекты / Projects
Друзья / Friends
Выставки: / Exhibitoin:

1992 - 2004
 
О.П. Ваулина: «Мы все любили Матюшина...»
      Путь Ольги Ваулиной в искусство в какой-то мере был предопределен творческой обстановкой, царившей в семье ее отца - Петра Кузьмича Ваулина (1870 -1943) - известного художника-керамиста, в течение тринадцати лет руководившего художественно-керамической мастерской "Абрамцево", организованной им в имении знаменитого промышленника и мецената С.И. Мамонтова.
      В усадьбе Мамонтова, по сути дела превратившейся в один из важных центров русской художественной жизни, работали такие выдающиеся художники, как В.М. и А.М. Васнецовы, М.А. Врубель, А.Я. Головин, К.А. Коровин, А.Т. Матвеев, В.Д. Поленов, И. Е. Репин. Все они в той или иной степени принимали участие и в работе керамической мастерской, содействуя тем самым ее развитию. Под непосредственным руководством и при участии П.К. Ваулина осуществлялась облицовка фасадов таких известных в России зданий, как Третьяковская галерея, гостиница "Метрополь" и Ярославский вокзал в Москве (по рисункам соответственно А.Я. Головина, М.А. Врубеля и Ф.О. Шехтеля), мечеть на Петроградской стороне в Петербурге, Кронштадтский морской собор и многие другие сооружения.
      Так что поступление в 1921 году Ольги Ваулиной в Академию художеств (тогда - Высшие художественно-технические мастерские) было естественным и логичным шагом. На первом, "общем", как тогда его называли, курсе все студенты осваивали "объективный метод" К.С. Петрова-Водкина. В основу этого метода была положена так называемая "трехцветка", то есть три спектральных цвета - красный, желтый и синий - считались основными, а все остальные - лишь производными и дополнительными. Овладевая этим методом, студенты старательно писали тремя цветами кубы, цилиндры, конусы и другие геометрические тела. После общего курса Ваулина начала заниматься у профессора А.Е. Карева (1879 - 1942), но через год перешла в Мастерскую пространственного реализма профессора М.В. Матюшина.
      Музыкант и живописец Михаил Васильевич Матюшин (1861 - 1934) был достаточно известной фигурой в Петербурге. Выпускник Московской консерватории, он в 1881 - 1913 годах был "первой" скрипкой императорского оркестра в Петербурге. Одновременно с работой в оркестре, в 1894 - 1898 годах учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у М. Добужинского и Л. Бакста, а затем в студиях Я. Циоглинского и Е. Званцевой. В 1908 - 1910 годах М.В. Матюшин сблизился с поэтами и художниками-футуристами - братьями Д. и В. Бурдюками, В. Кандинским, В. Хлебниковым. Являлся одним из организаторов петербургского общества художников "Союз молодежи". В 1913 году написал оперу "Победа над солнцем", текст пролога к которой был написан В. Хлебниковым, либретто - А. Крученых, а костюмы и декорации созданы К. Малевичем. После революции М.В. Матюшин преподавал в Академии художеств (1918 - 1926), занимался научной работой в Государственном институте художественной культуры (ГИНХУК), в ча¬стности, исследовал проблему взаимодействия цвета, формы и звука.
      Как художник, М.В. Матюшин принадлежал к числу тех новаторов, которые в начале XX века стремились к расширению возможностей изобразительного искусства, обновлению его выразительного языка. В основе творческого метода Матюшина лежал принцип органического миропонимания, то есть глубокое убеждение в том, что "все существует в отношении к среде". Система восприятия, предложенная Матюшиным, была названа им "расширенным смотрением".В 1923 году Матюшин провозгласил девиз - "Зрение и ведание" (ЗОР-ВЕД). Оба слова этого девиза помогали понять принципы школы Матюшина. "Ведание" означало присутствие интуитивного разума, с помощью которого человеку становилось доступно незримое, сокрытое. Матюшин был убежден в необходимости расширения возможностей человеческого организма - осязания, слуха, зрения, вни¬мания. Принцип расширенного смотре¬ния помогал художнику окружить себя пространством. При этом цвет воспринимался им по-новому и состоял из основ¬ного цвета (цвета предмета), цвета среды (фона) и возникающего между ними тре¬тьего цвета - сцепления.
      Мастерскую пространственного реализма ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института - так стала называться Академия художеств) О. Ваулина закончила в 1926 году и начала работать по разовым договорам в институтах, му¬зеях и различных издательствах - Учпедгизе, Изогизе, Медвузе и других. В 1929 году она стала членом Ленинградского Горкома художников и начала участвовать в его выставках. В том же году в мастерской М.В. Матюшина она познакомилась со своим будущим мужем - Павлом Платоновичем Петровым, военным хирургом, страстно увлекавшимся живописью. Вскоре они поженились, и в 1930 году у них родился сын Андрей.В этом же году О. Ваулина показала свои работы в Центральном ломе работников искусств на выставке произведении художников школы М.В. Матюшина, яеят-зом которой стала аббревиатура КОР1 коллектив расширенного наблюденжж. 1931 году молодая художница, вместе со своими бывшими сокурсниками по Академии художеств, участвовала в праздничном оформлении Ленинграда к 1-му Мая. Руководил проектом М.В. Матюшин. Им и его бывшими студентами была создана объемная изо-установка "Борьба эа культурную революцию" ("Старый быт - новый быт"). В 1932 году О. Ваулина вместе с И. Вальтер, С. Власюк, В. Делакроа, Т. Сысоевой и Е Хмелевской принимала участие в изготовлении цветных таблиц для знаменитого ныне матюшинского "Справочника по цвету".
      Осенью 1934 года, после смерти Матюшина, О. Ваулина вновь поступила в Академию художеств - теперь уже сразу третий курс. Своим руководителем а выбрала профессора А. А. Осмеркина (Н - 1953). Как и Матюшин, Осмеркин ва-преподавать в Академии еще в 19Ш году (тогда Свободных художественных ил-терских). В 1932 году, после небольшого перерыва, он снова приступил к педагогической работе, став руководителем инди-:льной мастерской во вновь организованном Институте живописи, скульптуры и архитектуры.
      В юности Осмеркин являлся членом художественных объединений "Бубновый
и "Мир искусства", увлекался кубизмом, барбизонцами, импрессионизмом. После 1917 года пришел к выводу, что "... революция и созданные ею связи искусства с жизнью поставили перед живописью проблему обогащения восприятий художника, восполняя их новыми свойствами, способами отразить явления в полноте охвата их реального существования". Писал пейзажи, натюрморты, портреты, перешел от этюдов к станковым картинам. Был "поклонником цвета" средства на пути овладения живописью .В отличие от Матюшина выступал против "чистого цвета", ведущего, по мнению Осмеркина, к эфирности и нематериальности.
      Выбор О. Ваулиной мастерской А.А. Осмеркина был не случаен. После учебы у Матюшина Ваулина хорошо чувствовала цвет, но считала, что главный элемент системы Матюшина - расширенное смотрение - был "доступен только самому Матюшину" (Ваулина О.П. Черновик письма искусствоведу Е.А. Короткиной в Москву, 1986). Будучи глубоко убежденной в том. что далеко не каждый художник в состоянии освоить матюшинский способ восприятия окружающей его действительности, Ваулина, как и Осмеркин, считала, что использование только "чистого цвета" сужает возможности художника.
      В мастерской Осмеркина Ваулина учи¬ло 1937 года, закончив 3, 4 и 5-й курсы Академии. Естественно, влияние Осмеркина сказалось на творчестве молодой хуложницы. Сочетание идей Матюшина, Осмеркина и своих собственных поисков хорошо прослеживается в работах предлагаемой выставки. Тем не менее, О.П. Ваулина всегда подчеркивала, что своим основным учителем она считает М.В. Матюшина. Гордилась этим и всегда с теплотой отзывалась о нем.
      В 1938 - 1941 годах О.П. Ваулина участвовала в работе Лаборатории цвета НИИ живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств, в исследовании "Восприятие цвета на расстоянии в монументальной живописи и цветной орнаментике", выполненном по заказу Комитета по строительству Дворца Советов в Москве. Это исследование, основанное на изучении произведений древних мастеров, ставило своей целью разработать научные методы корректировки рабочих эскизов, предназначенных для рассматривания объектов с больших расстояний. К работам О.П. Ваулиной относится изготовление копий изразцов XIV - XV веков из мечети Тимура в Самарканде.
      Во время войны О.П. Ваулина была эвакуирована в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Участвовала в выставке "Кузбасс - фронту". Вернувшись в Ленинград, много писала маслом, увлекалась акварелью (пейзажи, портреты, натюр¬морты), участвовала в выставках.
      Работы О.П. Ваулиной были показаны и на нескольких выставках последних лет: "Художник М.В. Матюшин и его школа". Ленинград, Государственный музей истории Ленинграда и Государственный Русский музей, 1990; "Художники школы М.В. Матюшина", Киров, Областной художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, 1997, и Петрозаводск. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, 1998; "Цвет. Пространство. Гармония", г. Керава (Финляндия), XV. дожественный музей, 2002.
      Любопытно, что художественные традиции семьи, заложенные Петром Кузьмичом Ваулиным, нашли продолжение не только в жизни О.П. Ваулиной. Другая дочь Петра Кузьмича - Мария Петровна - занималась античным искусством и работала в Эрмитаже. Сын Петра Кузьмича - Александр Петрович - был композитором и дружил с такими известными музыкантами, как Б. Асафьев и А. Лурье. Значительную часть своей жизни он прожил в Чехословакии.
     Внук Петра Кузьмича и сын Ольги Петровны Ваулиной - Андрей Павлович Петров - стал известным композитором, народным артистом СССР, Почетным гражданином Санкт-Петербурга. Дочь Андрея Петрова - Ольга Андреевна Петрова - продолжила семейную традицию и тоже стала профессиональным композитором.       В какой-то мере по стопам деда и матери пошли и дети Ольги Петровны - Петр и Манана Гогитидзе. Петр - артист Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, Манана - выпускница Санкт-Петербургской Академии театрального искусства. Так что творческая династия, основанная когда-то Петром Ваулиным, - продолжается.


 
Н.С. Несмелов, искусствовед
 
  Далее...

Наш адрес: 191025, Санкт-Петербург, Стремянная ул., 19
 e-mail   Тел./факс: 314-36-06; 571-29-25

 
     

2004 © Webmaster

Проекты / Projects
Друзья / Friends
Hosted by uCoz