|
Путь
Ольги Ваулиной в искусство в какой-то мере был предопределен творческой
обстановкой, царившей в семье ее отца - Петра Кузьмича Ваулина (1870
-1943) - известного художника-керамиста, в течение тринадцати лет
руководившего художественно-керамической мастерской "Абрамцево",
организованной им в имении знаменитого промышленника и мецената
С.И. Мамонтова.
В усадьбе Мамонтова, по сути
дела превратившейся в один из важных центров русской художественной
жизни, работали такие выдающиеся художники, как В.М. и А.М. Васнецовы,
М.А. Врубель, А.Я. Головин, К.А. Коровин, А.Т. Матвеев, В.Д. Поленов,
И. Е. Репин. Все они в той или иной степени принимали участие и
в работе керамической мастерской, содействуя тем самым ее развитию.
Под непосредственным руководством и при участии П.К. Ваулина осуществлялась
облицовка фасадов таких известных в России зданий, как Третьяковская
галерея, гостиница "Метрополь" и Ярославский вокзал в
Москве (по рисункам соответственно А.Я. Головина, М.А. Врубеля и
Ф.О. Шехтеля), мечеть на Петроградской стороне в Петербурге, Кронштадтский
морской собор и многие другие сооружения.
Так что поступление в 1921 году
Ольги Ваулиной в Академию художеств (тогда - Высшие художественно-технические
мастерские) было естественным и логичным шагом. На первом, "общем",
как тогда его называли, курсе все студенты осваивали "объективный
метод" К.С. Петрова-Водкина. В основу этого метода была положена
так называемая "трехцветка", то есть три спектральных
цвета - красный, желтый и синий - считались основными, а все остальные
- лишь производными и дополнительными. Овладевая этим методом, студенты
старательно писали тремя цветами кубы, цилиндры, конусы и другие
геометрические тела. После общего курса Ваулина начала заниматься
у профессора А.Е. Карева (1879 - 1942), но через год перешла в Мастерскую
пространственного реализма профессора М.В. Матюшина.
Музыкант и живописец Михаил
Васильевич Матюшин (1861 - 1934) был достаточно известной фигурой
в Петербурге. Выпускник Московской консерватории, он в 1881 - 1913
годах был "первой" скрипкой императорского оркестра в
Петербурге. Одновременно с работой в оркестре, в 1894 - 1898 годах
учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у М. Добужинского
и Л. Бакста, а затем в студиях Я. Циоглинского и Е. Званцевой. В
1908 - 1910 годах М.В. Матюшин сблизился с поэтами и художниками-футуристами
- братьями Д. и В. Бурдюками, В. Кандинским, В. Хлебниковым. Являлся
одним из организаторов петербургского общества художников "Союз
молодежи". В 1913 году написал оперу "Победа над солнцем",
текст пролога к которой был написан В. Хлебниковым, либретто - А.
Крученых, а костюмы и декорации созданы К. Малевичем. После революции
М.В. Матюшин преподавал в Академии художеств (1918 - 1926), занимался
научной работой в Государственном институте художественной культуры
(ГИНХУК), в ча¬стности, исследовал проблему взаимодействия цвета,
формы и звука.
Как художник, М.В. Матюшин принадлежал
к числу тех новаторов, которые в начале XX века стремились к расширению
возможностей изобразительного искусства, обновлению его выразительного
языка. В основе творческого метода Матюшина лежал принцип органического
миропонимания, то есть глубокое убеждение в том, что "все существует
в отношении к среде". Система восприятия, предложенная Матюшиным,
была названа им "расширенным смотрением".В 1923 году Матюшин
провозгласил девиз - "Зрение и ведание" (ЗОР-ВЕД). Оба
слова этого девиза помогали понять принципы школы Матюшина. "Ведание"
означало присутствие интуитивного разума, с помощью которого человеку
становилось доступно незримое, сокрытое. Матюшин был убежден в необходимости
расширения возможностей человеческого организма - осязания, слуха,
зрения, вни¬мания. Принцип расширенного смотре¬ния помогал художнику
окружить себя пространством. При этом цвет воспринимался им по-новому
и состоял из основ¬ного цвета (цвета предмета), цвета среды (фона)
и возникающего между ними тре¬тьего цвета - сцепления.
Мастерскую пространственного
реализма ВХУТЕИНа (Высшего художественно-технического института
- так стала называться Академия художеств) О. Ваулина закончила
в 1926 году и начала работать по разовым договорам в институтах,
му¬зеях и различных издательствах - Учпедгизе, Изогизе, Медвузе
и других. В 1929 году она стала членом Ленинградского Горкома художников
и начала участвовать в его выставках. В том же году в мастерской
М.В. Матюшина она познакомилась со своим будущим мужем - Павлом
Платоновичем Петровым, военным хирургом, страстно увлекавшимся живописью.
Вскоре они поженились, и в 1930 году у них родился сын Андрей.В
этом же году О. Ваулина показала свои работы в Центральном ломе
работников искусств на выставке произведении художников школы М.В.
Матюшина, яеят-зом которой стала аббревиатура КОР1 коллектив расширенного
наблюденжж. 1931 году молодая художница, вместе со своими бывшими
сокурсниками по Академии художеств, участвовала в праздничном оформлении
Ленинграда к 1-му Мая. Руководил проектом М.В. Матюшин. Им и его
бывшими студентами была создана объемная изо-установка "Борьба
эа культурную революцию" ("Старый быт - новый быт").
В 1932 году О. Ваулина вместе с И. Вальтер, С. Власюк, В. Делакроа,
Т. Сысоевой и Е Хмелевской принимала участие в изготовлении цветных
таблиц для знаменитого ныне матюшинского "Справочника по цвету".
Осенью 1934 года, после смерти
Матюшина, О. Ваулина вновь поступила в Академию художеств - теперь
уже сразу третий курс. Своим руководителем а выбрала профессора
А. А. Осмеркина (Н - 1953). Как и Матюшин, Осмеркин ва-преподавать
в Академии еще в 19Ш году (тогда Свободных художественных ил-терских).
В 1932 году, после небольшого перерыва, он снова приступил к педагогической
работе, став руководителем инди-:льной мастерской во вновь организованном
Институте живописи, скульптуры и архитектуры.
В юности Осмеркин являлся членом
художественных объединений "Бубновый
и "Мир искусства", увлекался кубизмом, барбизонцами, импрессионизмом.
После 1917 года пришел к выводу, что "... революция и созданные
ею связи искусства с жизнью поставили перед живописью проблему обогащения
восприятий художника, восполняя их новыми свойствами, способами
отразить явления в полноте охвата их реального существования".
Писал пейзажи, натюрморты, портреты, перешел от этюдов к станковым
картинам. Был "поклонником цвета" средства на пути овладения
живописью .В отличие от Матюшина выступал против "чистого цвета",
ведущего, по мнению Осмеркина, к эфирности и нематериальности.
Выбор О. Ваулиной мастерской
А.А. Осмеркина был не случаен. После учебы у Матюшина Ваулина хорошо
чувствовала цвет, но считала, что главный элемент системы Матюшина
- расширенное смотрение - был "доступен только самому Матюшину"
(Ваулина О.П. Черновик письма искусствоведу Е.А. Короткиной в Москву,
1986). Будучи глубоко убежденной в том. что далеко не каждый художник
в состоянии освоить матюшинский способ восприятия окружающей его
действительности, Ваулина, как и Осмеркин, считала, что использование
только "чистого цвета" сужает возможности художника.
В мастерской Осмеркина Ваулина
учи¬ло 1937 года, закончив 3, 4 и 5-й курсы Академии. Естественно,
влияние Осмеркина сказалось на творчестве молодой хуложницы. Сочетание
идей Матюшина, Осмеркина и своих собственных поисков хорошо прослеживается
в работах предлагаемой выставки. Тем не менее, О.П. Ваулина всегда
подчеркивала, что своим основным учителем она считает М.В. Матюшина.
Гордилась этим и всегда с теплотой отзывалась о нем.
В 1938 - 1941 годах О.П. Ваулина
участвовала в работе Лаборатории цвета НИИ живописи, скульптуры
и архитектуры Всероссийской академии художеств, в исследовании "Восприятие
цвета на расстоянии в монументальной живописи и цветной орнаментике",
выполненном по заказу Комитета по строительству Дворца Советов в
Москве. Это исследование, основанное на изучении произведений древних
мастеров, ставило своей целью разработать научные методы корректировки
рабочих эскизов, предназначенных для рассматривания объектов с больших
расстояний. К работам О.П. Ваулиной относится изготовление копий
изразцов XIV - XV веков из мечети Тимура в Самарканде.
Во время войны О.П. Ваулина
была эвакуирована в Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области. Участвовала
в выставке "Кузбасс - фронту". Вернувшись в Ленинград,
много писала маслом, увлекалась акварелью (пейзажи, портреты, натюр¬морты),
участвовала в выставках.
Работы О.П. Ваулиной были показаны
и на нескольких выставках последних лет: "Художник М.В. Матюшин
и его школа". Ленинград, Государственный музей истории Ленинграда
и Государственный Русский музей, 1990; "Художники школы М.В.
Матюшина", Киров, Областной художественный музей имени В.М.
и А.М. Васнецовых, 1997, и Петрозаводск. Музей изобразительных искусств
Республики Карелия, 1998; "Цвет. Пространство. Гармония",
г. Керава (Финляндия), XV. дожественный музей, 2002.
Любопытно, что художественные
традиции семьи, заложенные Петром Кузьмичом Ваулиным, нашли продолжение
не только в жизни О.П. Ваулиной. Другая дочь Петра Кузьмича - Мария
Петровна - занималась античным искусством и работала в Эрмитаже.
Сын Петра Кузьмича - Александр Петрович - был композитором и дружил
с такими известными музыкантами, как Б. Асафьев и А. Лурье. Значительную
часть своей жизни он прожил в Чехословакии.
Внук Петра Кузьмича и сын Ольги Петровны
Ваулиной - Андрей Павлович Петров - стал известным композитором,
народным артистом СССР, Почетным гражданином Санкт-Петербурга. Дочь
Андрея Петрова - Ольга Андреевна Петрова - продолжила семейную традицию
и тоже стала профессиональным композитором. В
какой-то мере по стопам деда и матери пошли и дети Ольги Петровны
- Петр и Манана Гогитидзе. Петр - артист Академического симфонического
оркестра Санкт-Петербургской филармонии им. Д.Д. Шостаковича, Манана
- выпускница Санкт-Петербургской Академии театрального искусства.
Так что творческая династия, основанная когда-то Петром Ваулиным,
- продолжается.
|
|